Саратов Воскресенье, 24 ноября

Тогда и сейчас: Дом Шортана – как власть и жители Саратова изуродовали уникальную готическую усадьбу

На улице Чернышевского, в квартале между улицам Некрасова и Комсомольской, находится, на первый взгляд, непримечательный старый двухэтажный дом. Он расположен на одной стороне с СарНИИТО и Музеем-усадьбой Чернышевского.

Если не знать, что это за здание и чем оно ценно, то своим фасадом, выходящим на улицу Чернышевского, оно не способно заинтересовать – просто какой-то старый облезлый двухэтажный дом, каких пока еще много в нашем городе.

1.jpg

Дом, который построил...

2.JPG

Дом Шортана - наши дни

Однако именно это здание – яркий пример саратовского наследия и еще более впечатляющий символ того, как к этому наследию в нашем Саратове реально относятся и власти, и жители.

У дома в разные времена было несколько названий. В списке объектов культурного наследия регионального значения оно значится как «Усадьба Максимова городская». Кроме этого наименования сооружение еще известно под названиями «Дом Кожевникова М.Л. (дом губернатора)» и «Дом Шортана».

Непримечательный дом по Чернышевской – пример того, как в одном сооружении сходились прежде в одну точку самые разные люди, явления и судьбы.

Сейчас после всех действий советской власти, равнодушия новой российской власти и усилий жителей сложно увидеть в доме и окружающих его сооружениях былое единство - оно полностью утрачено. А когда-то это действительно была настоящая городская усадьба с главным домом и целым комплексом сооружений для комфортной жизни владельцев и их гостей.

3.JPG

Хоть не развалился пока... 

Здание было построено почти 200 лет назад, в 1830-1840 годах, по проекту Александра Брюллова. Фамилия покажется вам знакомой – и это не удивительно: Александр был старшим братом выдающегося русского художника Карла Брюллова, которого большинство граждан знает по легендарной картине «Последний день Помпеи».

Старший брат Брюллов тоже был деятелем искусства, причем разносторонним, и потому оставил после себя интересное наследие. В частности, именно он написал в 1831-1832 годах самый знаменитый акварельный портрет жены Пушкина Натальи Гончаровой. Это один из лучших её портретов.

Гончарова.jpg 

Наталья Гончарова кисти Брюллова-старшего

Впрочем, живопись для Александра Брюллова являлась, как ни странно, не главным занятием - куда важнее была архитектура. Он занимался интерьерами Мраморного дворца, Зимнего дворца и других известнейших монарших зданий.

А еще по его проектам построены, ни много ни мало, Пулковская обсерватория, Михайловский театр, Лютеранская церковь Петра и Павла, Штаб гвардейского корпуса на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и другие известные здания. Именно этот человек и был автором небольшой усадьбы в Саратове.

Первым ее владельцем стал губернский прокурор и помещик В. Максимов. В числе других хозяев отметились купец Егор Шортан, Матвей Львович Кожевников (саратовский губернатор в 1846-1854 годах), купец Никифор Медведев, купцы Броницкие и Духиновы.

В разные годы в этом доме бывали многие известные и влиятельные люди своих эпох, включая писателя Николая Чернышевского и декабриста Александра Беляева.

А еще именно в этом здании 21 июня 1868 года были подписаны документы о строительстве железной дороги к Саратову.

Конечно, всё это было чрезвычайно давно. Поэтому кто-то, вероятно, скажет: ну, дом и дом. Ну, жили губернаторы и другие важные лица. И что такого?

4.jpg

Место жительства главы региона

5.JPG

Было блеска не видать

На самом деле самое ценное в бывшем доме Шортана – не только его история. (Хотя и она, безусловно, представляет собой значимость сама по себе). Но и его дворовый фасад, об оригинальности которого невозможно догадаться, если смотреть на здание со стороны Чернышевского.

Этот фасад представлял собой противоположность сдержанному облику уличного, поскольку был выполнен в готическом стиле. На стрельчатую каменную колоннаду первого этажа опиралась изящная большая готическая деревянная веранда с характерным рисунком оконных переплетов. Остальные окна фасада тоже имели стрельчатую форму, как, кстати, и многие элементы других построек усадьбы.

6.jpg 

Главное - фасад!

К дому в прежние времена прилегал обширный сад, который уступами спускался к Волге. Из окон открывался великолепный вид на реку и окружающий пейзаж. Так что в лучшие свои годы здание, вероятно, производило сильное впечатление.

Советская власть поставила крепкий заслон этой перспективе, выстроив параллельно зданию усадьбы типовую 5-этажку с цокольным этажом. За ней никакого реки, конечно, из окон бывшей усадьбы стало не видно.

Но еще больше постарались жители дома.

7.jpg

До эпохи пластиковых окон

8.JPG

Новая эра 

Причина, по которой дворовый фасад был изуродован жильцами, понятна: старые деревянные конструкции дома, построенного в первой половине 19 века, пришли в негодность, и требовали ремонта или замены. Власть от охраны и ремонта памятника по факту самоустранилась. А жители, как в песне, свой комфорт «слепили из того, что было».

9.JPG

Памятник чему?

10.JPG

Прекрасный XXI век 

Увы, сегодня старые фотографии усадьбы – это всё, что осталось от былого изящества.

Деревянная веранда полностью уничтожена – на ее место водрузили прямоугольные стандартные пластиковые оконные конструкции. Стрельчатую колоннаду первого этажа превратили в дополнительное помещение. Так что в целом здание вообще не похоже на то, что было создано архитектором Брюлловым изначально.

11.jpg

Хорошо, что сохранились старые фото

12.jpg

Наши суровые дни 

Примечательно, что до 1997 года готический дворовый фасад здания был в сохранности. Более того: у здания до 5 мая 1997 года был статус памятника истории и культуры федерального значения. 12 сентября в том же году его поставили на учет как региональный объект наследия. А за следующие 20 с лишним лет наш город при равнодушии властей и жителей фактически потерял эту жемчужину саратовской готики.

Андрей Перцев, фото автора и Oldsaratov.ru

Новости на Блoкнoт-Саратов
СаратовДом ШортанаисторияпамятникБрюллов
2
0