Саратов Пятница, 29 марта

Рекомендуем к посещению: немецкая кирха в Липовке

Лютеранская кирха находится на территории бывшей немецкой колонии Шефер, ныне Липовка, возведена в 1906 году. По местной легенде, под ней сохранился подземный ход, который проходит по всему селу и даже  ведет к некоторым домам. Старожилы уверяют, что в подземных лабиринтах остались спрятанные иконы и клады поволжских немцев. Правда это или нет — мы не знаем. Пока никому так и не удалось обнаружить сокровища. Не попробовать стоит, не так ли?

География Липовки

Небольшое село Липовка располагается на левом берегу Волги в 45 км от Саратова и 35 км от Энгельса. Через село протекает река Грязнуха – левый приток Большого Карамана. Из райцентра сюда ежедневно ходит рейсовый автобус, а в 15 км к северо-западу пролегает федеральная трасса Р226.

История немецкой колонии

Местность вокруг Липовки была обитаема людьми уже в древнейшие времена. На это указывают обнаруженные здесь археологами следы стоянок людей, возраст которых  по оценкам ученых составляет 5-8 тысяч лет и относится к неокаменной эпохе.

Некогда село Липовка носило название Шефер. Немецкая трудовая колония в этих местах была основана 1 августа 1766 года выходцами из Саксонии и Пфальца, а двумя годами позже получила своё современное название — Липовка. Из-за частых разбойничьих нападений тюркских племен первые 50 лет село развивалось медленными темпами. Киргизы брали в плен колонистов, грабили и сжигали дома, убивали сильных непокорных мужчин — по оценкам исследователей, потери составили не менее 2500 человек. Немцы вынуждены были обратиться за помощью к Екатерине II, чтобы защитить поволжских немцев императрица повелела обнести село рвами, валами и бастионами. Только после этого местные жители смогли вздохнуть спокойно и вплотную заняться освоением земель.

Колонисты славились своими способностями к ремеслу, многие специализировались на производстве шляп из шерсти. Постепенно ремесло превратилось в доходное производство, и к концу ХIХ века десятки женщин на собственных подворьях занимались надомной работой. На изготовление шляп шли самые лучшие сорта шерсти. Спрос на продукцию был довольно высоким, предлагаемая колонистами продукция массово покупалась ростовщиками и реализовывалась в крупных городах России.

В годы советской власти в селе была открыта передвижная библиотека, создана кооперативная лавка, действовали сельскохозяйственное кредитное и машинное товарищества. Однако, с началом Войны в 1941 году немцы были депортированы из села. На месте трудовой колонии были организованы совхозы «8 марта» и «Луч социализма».

Кирха

Немецкие колонисты придерживались евангелическо-лютеранского вероисповедания. В первые годы после создания поселения церковные службы проходили в школьно-молитвенном доме. Он был построен на казенные средства и имел не только богослужебное предназначение, а одновременно служил и местом собрания сельского общества для решения важнейших вопросов.

Первая деревянная церковь в колонии была построена на центральной площади только в 1817 году Строилась кирха руками местных мастеров, без предварительного проекта и составления сметы. Но вскоре храм перестал удовлетворять требованиям растущего церковного прихода и был продан на стройматериалы. Все  вырученные средства пошли на возведение нового школьно-молитвенного дома, который появился в селе в  1869 году

На рубеже веков немецкой общиной было принято решение построить новую церковь из красного обожженного кирпича, она была возведена в 1905 году При выборе архитектурного проекта шеферцы отошли от традиционного для немецких поселений  бюрократического стиля и отдали предпочтение эклектическому направлению в архитектуре. При строительстве кирхи зодчие использовали элементы сразу нескольких исторических стилей – неоготика, неоренессанс, необарокко, неовизантийский стиль, хотя наиболее выразительными во внешнем виде церкви стали формы, присущие готическому стилю. Таким образом, кирха в Шефере отличалась абсолютно новым для того времени архитектурным обликом. Храм по своему плану и внешнему убранству напоминал романские церкви, и отличался от немецких церквей своими стрельчатыми башнями, тянущимися к небу и угловатым декором фасадов. Остроконечность была заметна и во внутреннем убранстве храма: сводах, соединениях колонн и окнах. Кирха особенно отличалась обилием высоких и частых окошек.

Церковь считалась предметом гордости всех жителей Шефера и была одной из самых больших в Поволжье. Здесь находились скамьи для 4 тысяч молящихся — и это при общей численности населения 2,6 тысячи человек. Данный факт ученые называют историческим парадоксом.

Стилистическую и функциональную взаимосвязь с церковью имели возведенные рядом с ней деревянная звонница, школьно-молитвенный дом, дом кюстера-шульмейстера. Эти строения до сих пор определяют облик центра села.
Ход истории лютеранства в Поволжье был прерван революционными событиями  1917 года. Последний пастор прихода в 1921 году эмигрировал из России. Вскоре после этого официальная немецкая церковь выпустила декларацию с “признанием” постановлений XIII-го съезда, с приветствием отделения церкви от государства и выражением готовности принять посильное участие в культурных начинаниях советской власти. 

Несмотря на это, к середине 1930-х годов, когда в стране начали массово закрывать храмы всех конфессий,  прекратили свое существование и все лютеранские общины. В апреле 1935 года Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии кирхи.

Современное состояние

До наших дней кирха дошла в поврежденном виде с полностью разрушенным интерьером. Однако, само здание избежало сноса. А на утратившей главу колокольне даже чудом сохранился колокол.

Местные жители рассказывают, что в администрацию поступало много  предложений по реставрации этого памятника архитектуры  — исходили они как от местных активистов, так и от немцев. Они предлагали за свои средства восстановить здание кирхи, но местная власть ответила полным отказом. Потомки поволжских немцев уехали домой ни с чем, а лютеранская  кирха продолжает гнить и разрушаться. Вот такие дела.

Координаты: +51°31'40", +46°36'49".

Денис Ванеев Новости на Блoкнoт-Саратов
путешествиетуризм по Саратовукуда поехатьСаратовСаратовская область
1
0