Саратов Пятница, 22 ноября
Общество, 16.10.2021 11:20

«В силовых структурах действует круговая порука»: Александр Брод – о пытках в Саратове

Аппарат уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой совместно с Советом Федерации готовит законопроект о введении наказания за применение пыток в отношении заключенных в колониях. «Ситуация с Саратовом <…> - совершенно вопиющий случай, который должен получить самую принципиальную оценку со стороны государственных органов, ответственных за эту деятельность», - цитирует Москалькову ТАСС.

Как полагает экс-уполномоченный по правам человека в Саратовской области Александр Ландо, прямую ответственность за ситуацию с пытками несет региональный прокурор Сергей Филипенко, который придерживается контрпродуктивной концепции надзора за следствием и местами лишения свободы. Ландо предложил Филипенко «поступить как честный офицер и подать прошение об отставке».

«Блокнот Саратов» пообщался на данную тему с членом СПЧ, директором Московского бюро по правам человека Александром Бродом:

- К намерению Москальковой я отношусь с пониманием. Проблема пыток в уголовно-исполнительной системе, в полиции постоянно напоминает о себе, и меньше этих инцидентов не становится. Руководитель организации Gulagu.net Владимир Осечкин сказал, что обладает большим архивом видеоматериалов о пытках в системе ФСИН. Пытки жесткие, изощренные, циничные. Как правозащитники, мы не видим, что по всем инцидентам, выявленным за последние годы, проводятся должные расследования, а виновные привлекаются к ответственности. Известно, что такие дела длятся годами, потом истекают сроки давности, и они прекращаются. Система не хочет сдавать своих, действует круговая порука между силовыми структурами.

Правозащитники, как минимум, последние 20 лет говорят о том, что в Уголовный Кодекс России необходимо ввести специальную статью «Пытки». В настоящее время есть статья об истязаниях, о превышении должностных полномочий. Правоприменители, суды пытаются подогнать пытки под эти статьи, но они не отражают в полной мере характер содеянного. Поэтому, в том числе и реакция на эти преступления не соответствует тяжести содеянного.

В то же время комитет ООН по борьбе с пытками, а также международные правозащитные организации неоднократно указывали России на то, что в законодательстве есть такой пробел и необходимо придерживаться международной терминологии, международных норм, в том числе и Конвенции ООН против пыток. Но до сего времени законодатель этой темы избегал.

В связи с недавними событиями в Государственной думе у меня возникли сомнения, что законодатель готов реально бороться с пытками. Была ведь инициатива коммунистов о том, чтобы провести парламентское расследование в отношении пыток, но большинство проголосовавших депутатов выступили против. Они объяснили это тем, что нельзя вмешиваться и препятствовать следствию. Однако, по моему глубокому убеждению, парламентские расследования следствию не препятствуют.

К слову, и большинство россиян проголосовало за внесение в Конституцию такой нормы, как парламентский контроль. Более того, некоторые парламентарии хотят в полной мере использовать эти новые механизмы. И я считаю, что парламентарии должны держать эту проблему на контроле, направлять запросы во ФСИН, Генпрокуратуру, Следственный комитет, чтобы те отчитывались, как идет расследование инцидентов и что предпринимается в плане профилактики. Это и работа с персоналом, и повышение открытости системы, и усиление роли общественных наблюдательных комиссий.

Конечно, мне хотелось бы почитать сам законопроект. Думаю, когда он появится, Татьяна Москалькова предложит его своему Общественному Совету, заседание которого состоится в ноябре. Дальше уже посмотрим на развитие событий, хотя у меня есть сомнения, что законодатель будет готов к его принятию.

Юрий Дежнев Новости на Блoкнoт-Саратов
СаратовпыткиБродкомментарийМоскалькова
4
0