Саратов Вторник, 16 апреля
Недвижимость, 04.10.2021 08:34

Тогда и сейчас: как здание, которое ненавидели и обзывали, превратилось в один из самых ценных памятников

Более века назад в Саратове появилось здание, которое теперь входит в число "визитных карточек" города. Это сооружение уже много десятилетий в прямом смысле открывает Саратов для туристов, которые прибывают в город по Волге, поскольку расположено в прямой видимости от Речного вокзала.

В наше время этот большой дом со сложной структурой входит в число самых значимых объектов культурного наследия. Он считается красивым зданием и превосходным образцом саратовской и имперской архитектуры своего времени.

Удивительно, но в начале истории его существования все было совершенно иначе. А началось все с того, что в 1892 году две железные дороги - Рязано-Козловская и Козлово-Саратовская - соединили свои линии в новое акционерное общество. Ему дали название Рязано-Уральская железная дорога (РУЖД).

В результате интенсивного строительства новых линий сеть общества выросла более чем в 10 раз и составила 4377 верст. Дорога простиралась от Смоленска до Уральска и от Москвы до Каспийского моря. Она обслуживала 11 губерний и две области. Первой по важности губернией была в ту пору именно Саратовская. На нее приходилось 1114 верст железнодорожных путей общества.

По этой причине и управление дороги находилось именно в Саратове. Как пишут авторы книги "Саратов историко-архитектурный", к моменту организации "офиса" РУЖД здесь не нашлось ни одного подходящего здания, где могли бы разместиться все службы и отделы управления сразу.

Уже тогда структура организации была такой разветвленной, а персонал ее был столь многочисленным, что первые почти 16 лет разные отделы управления РУЖД располагались в 11-ти различных помещениях, разбросанных по разным районам города.

Поскольку на организацию рабочих процессов это положительно не влияло, руководство не оставляло идею построить специальное вместительное здание, чтобы собрать там всех сотрудников.
В августе 1907 года на Старособорной (ныне Музейной) площади Саратова рядом с Троицким собором состоялась закладка нового здания управления Рязано-Уральской железной дороги - того самого, с которого и начался этот рассказ.

Проект выполнил легендарный саратовский архитектор Алексей Салько. В 1907-1909 годах была выстроена первая, а в 1912-1914 годах – вторая очередь здания. По меркам нашего времени здание управления железной дороги хоть и большое, но его вряд ли кто-то рискнет назвать "громадным". А для саратовцев того времени оно было именно таким.

4.jpg
Когда новое сооружение предстало взору горожан, оценки его в местной печати были крайне негативными. Его называли "нелепой пятиэтажной глыбой кирпича" и "бумагопрядильней". Говорили, что оно "хуже холерных бараков" и вообще построено "в трактирном стиле".

Сегодня эти оценки смотрятся странно. Особенно, если сравнить этот элегантный дом с интересными фасадами с многими зданиями советской эпохи и нашего времени. Впрочем, у резкого недовольства горожан, общественности и журналистов на тот момент была определенная причина.

Дело в том, что новый "офис" железнодорожников был построен не на пустом месте. Его возвели взамен снесённого Гостиного двора. А он, в свою очередь, являлся архитектурным памятником начала XIX века.

7.jpg

8.jpg
Общественность была недовольна сносом Гостиного двора. А новое сооружение, как тогда казалось горожанам, своим масштабом совершенно "задавило" главную саратовскую святыню – Троицкий собор.

Однако за десятилетия, которые прошли с тех пор, мнение историков архитектуры на этот счет серьезно поменялось. Как указывает автор значимой книги о саратовской архитектуре "Века и камни" Сергей Терехин, "огромная площадь фасада, принадлежавшая площади, ни в коей мере не довлеет над ней, а образует, по аналогии с театральной декорацией, своеобразный "задник", фон, нарядный и нейтральный одновременно, как для Троицкого собора, так и для всего интерьера площади, для зданий, сквера".

Да и в целом здание управления, по мнению этого автора, "своим столичным масштабом резко вырывает, выделяет площадь из окружающей застройки": "Фасады, тонко изукрашенные фактурной кирпичной кладкой, совсем не монотонны. Соблюдена мера, подчиняющая частное общей композиции: ритм стены диктуют крупные угловые башенки, широкие зеркала окон, балконы, ризалиты.

Помогает восприятию и двухцветная окраска фасадов." Вот так и получилось, что здание, которое называли прежде "нелепой пятиэтажной глыбой кирпича", сегодня формирует тот самый неповторимый и уникальный ансамбль Музейной площади в Саратове, который так любят горожане и ценят туристы.

Андрей Перцев, фото автора и Oldsaratov ru Новости на Блoкнoт-Саратов
зданиеСаратовРЖДвизитнаякарточкаглыба
0
0