Саратов Пятница, 22 ноября

Тогда и сейчас: как воздушное здание Речного вокзала в Саратове превратилось в глухой амбар и что с ним будет дальше

От эпохи СССР нынешнему Саратову досталось множество объектов всевозможной инфраструктуры. Однако за 30 лет после развала Советского Союза многие из них или вовсе утратили свой изначальный облик, или в результате переделок он был значительно искажен. Один из самых ярких примеров города в этом отношении - здание Речного вокзала.

Вокзал был построен на берегу Волги в Саратове по проекту ленинградских архитекторов в конце 1960-х годов. Здание выполнено в эстетике советского модернизма. Сооружение великолепно отражало дух и стиль своего времени. Это было здание с простыми и ясными формами, которое возвели из бетона, стали и стекла.

2 (5).jpg

Строительство здания Речного вокзала

3 (4).jpg

Визитная карточка города

Никаких намеков на украшательство предыдущих эпох и лишних деталей. Лаконичное, чрезвычайно светлое и прозрачное здание.

4 (4).jpg

Изначальный проект Речного вокзала в Саратове и сейчас выглядит очень современно. Обилие стекла и открытых пространств позволяло постройке «впускать» в себя просторы русской реки и окрестных пейзажей и отчасти растворяться на фоне неба, отражая его в своих стеклянных стенах.

Самым эффектным на старых фотографиях смотрится тот фасад, что был обращен к Волге. Фактически он представлял собой сплошную стеклянную стену высотой в несколько этажей. На нижнем уровне был устроен большой балкон, опоясывающий здание. А крышей вокзалу служила крытая терраса.

5 (3).jpg

Вечерние огни

В советские времена река была важной транспортной артерией для множества людей. Летом у причала швартовались десятки круизных теплоходов, а в села и поселки вверх и вниз по Волге активно курсировали от Саратова речные трамваи. Так что большой зал ожидания с панорамными видами, балкон и терраса были востребованы пассажирами.

После развала СССР система транспортного сообщения в стране начала переживать радикальные изменения. В результате к нашему времени прежнее речное сообщение в саратовской акватории Волги фактически было утрачено. В последние годы с отправлением из Саратова действуют всего два речных маршрута: один на Шумейку, второй - вниз по Волге до Сосновки (и обратно).

Изменения претерпела и туристическая индустрия страны. Так что теперь прежнего скопления круизных судов у Речного вокзала в Саратове увидеть невозможно.

В ситуации, когда здание вокзала было сложно или даже невозможно долгие годы применять по основному его назначению, новые собственники принялись развивать в нем всевозможную иную активность. Так в здании вокзала появились заведения общепита и офисы.

Еще в середине 1980-х террасу на последнем уровне здания превратили в закрытую застекленную веранду. Однако общий облик сооружения от этого в целом не пострадал.

6 (3).jpg

Круизные теплоходы

7 (3).jpg

А вот изменения последних десятилетий привели к тому, что архитектурный вид той части здания, что выходит на реку, стал совершенно неузнаваем.

9 (2).JPG

Хмельной амбар

Здание утратило все три стеклянные стены на волжские просторы. Вместо них теперь глухие стены, причем без окон (!). Зато типовые пластиковые окна появились под крышей, где когда-то была эффектная «летящая над Волгой» терраса.

10 (2).JPG

Какое-то время здание вокзала даже перекрасили в желтые и синие цвета (это якобы было требованием магазина-арендатора). Несколько лет назад эту диковатую расцветку ликвидировали. Но к первоначальному облику здание так и не вернулось - теперь оно похоже на большой и тоскливый глухой серый амбар.

11.jpeg

Тогда

12.JPG

и сейчас

Вместо большого прозрачного сооружения на берегу Волги теперь стоит тяжелый кирпич. В обзорах саратовских СМИ архитекторы и специалисты по наследию называют изуродованный Речной вокзал «архитектурной потерей № 1» среди самых важных саратовских построек эпохи СССР.

В последнее время вокруг здания Речного вокзала активизировалась общественная дискуссия. Многие горожане, включая представителей власти, профессиональных архитекторов и общественников, считают, что ему необходимо вернуть изначальный архитектурный облик.

Однако после короткого всплеска интереса к этой теме дискуссия быстро угасла. И пока не понятно, кто и когда займется возвращением исторического вида Речного вокзала, да и произойдет ли это когда-нибудь вообще.

Андрей Перцев

Фото автора и Oldsaratov.ru

Новости на Блoкнoт-Саратов
СаратовРечной вокзалархитектураисторический обликтогда и сейчас
1
0