Саратов Пятница, 29 марта
Экономика, 01.10.2021 15:26

Саратов и Энгельс тонут в кредитах, но областная власть не считает себя виноватой

Минфин отнес Саратов и Энгельс к муниципалитетам с низкой долговой устойчивостью. Об этом сообщили региональным СМИ из правительства области. Что данный факт значит для жителей городов? Ровным счётом ничего.

Показатели низкой, средней и высокой долговой устойчивости для муниципалитетов и регионов существуют давно. С 2020 года требования к долговым показателям на федеральном уровне ужесточили. Теперь чиновникам, отвечающим за роспись казенных финансов, будет сложнее работать.

Цель подобного рейтингования осталась прежней – выяснить, как долго та или иная администрация сможет продержаться на плаву, если ничего не менять. По закону, если она захлёбывается в долгах, то вышестоящий уровень власти должен брать её на буксир.

Показатели долговой устойчивости применяются и для регионов, и для муниципалитетов. Если в кредитных обязательствах тонет регион, то федеральное правительство подбрасывает ему бюджетных кредитов. Они дешевле. И значит на их обслуживание из казны заберут меньше денег. А на исполнение полномочий останется больше.

Если и это не поможет, то в ход пойдут другие инструменты уравновешивания бюджета. Например, регион может получить допдотации. Или ему отщипнут больший кусочек от общих с федерацией налоговых и неналоговых доходов. Задача вышестоящего уровня – повысить платёжеспособность нижестоящего, оздоровив его бюджет.

Та же схема действует между региональным и муниципальным уровнями. Кто виноват? Саратов и Энгельс после ужесточения нормативов второй раз попадают в список муниципалитетов с низкой долговой устойчивостью. Что на самом деле означает полнейшее равнодушие областной власти к бюджетным проблемам этих городов.

В минфиновском сообщении ничего не сказано об усилиях, которые она предприняла, чтобы вытащить Саратов и Энгельс из шаткого финансового положения. Нечем хвалиться минфину – значит не было программы по замещению банковских кредитов бюджетными.

Не было поправок в региональное законодательство о гарантированной дотации Саратову, как административному центру региона – не за что хвалить депутатов. Не перераспределили в пользу Саратова и Энгельса налоги – никто громко не просил.

Могу побиться об заклад, что минфиновские спецы свели свою работу по оздоровлению кредитных историй закредитованных городов к контролю новых заимствований. А облдепы и гордепы давно отлучены от битв за бюджетные интересы. И не перечат решениям исполнительной власти.

Что делать? Самостоятельно увеличить свои налоговые и неналоговые доходы администрации Саратова и Энгельса не смогут. Давно остались в прошлом времена, когда в городскую казну частично шли налоги от прибыли предприятий и от имущества юридических лиц.

Сейчас основные доходы муниципалитетов формируются от налогов на имущество и доходы физических лиц. Причём, от налогов на имущество освобождено много малоимущих льготников. А подоходный налог работающих жителей Саратова и Энгельса делится между муниципальным и областным бюджетом.

Поднимать ставки налога на жильё и огороды – чревато людским возмущением. Требовать увеличить в свою пользу нормативы НДФЛ теоретически можно попробовать. Но времена, когда за эти проценты бились Олег Грищенко и Михаил Лысенко, безвозвратно закончились. Нынешние мэры изначально согласны сидеть тихо и ждать милости от губернатора. Даже если их где-то ни за что публично потрепали.

Ольга Копшева Новости на Блoкнoт-Саратов
СаратовЭнгельстонуткредитыобластнаявласть
0
0