Саратов Вторник, 06 декабря
АВТО, 31.08.2021 07:00

Почему цены на машины с пробегом сошли с ума, или Как выбрать авто на вторичном рынке

Начнём пожалуй с самой известной фразы из прекрасного фильма «Берегись автомобиля»:

«Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. Человек, как никто из живых существ, любит создавать себе дополнительные трудности. Именно этим и объясняется желание иметь собственный автомобиль».

Наверное, не осталось ни одного человека, которого не коснулась бы автомобилизация. Автолюбители Саратова, как и издание «Блокнот-Саратов», давно обращают внимание на автомобильный рынок и на происходящее с ценами на подержанные автомобили.

Немного предыстории.

Цитируем:

«Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» провели исследование динамики цен на легковые автомобили с пробегом России с сентября 2014-го по июнь 2021 года. Как выяснилось, средняя цена таких машин в нашей стране за это время выросла на 66%, а по автомобилям в возрасте до 7 лет (пользуются особой популярностью у дилеров) рост цен оказался вдвое выше (+132%).»

366853b406d0c5a564298e0c31.jpg

Источник изображения: https://www.autostat.ru/infographics/48987/

Читатель, конечно же, уже заметил, что подорожали как новые, так и подержанные автомобили. Подорожали настолько заметно, что в некотором смысле вызвало панику у людей, вынудив многих кинуться покупать автомобили. Что могло спровоцировать людей? Как минимум, это ситуация в экономике страны — обесценивание рубля, вызванное желанием сохранить свои деньги «в товаре». Или для того, чтобы вообще не потерять возможность купить или обменять автомобиль.

Как мы можем увидеть на инфографике, то скачок цен произошел в конце 2020 года и продолжает идти по нарастающей. Существует мнение, что очередное подорожание обусловлено увеличением утилизационного сбора на автомобили.

Утилизационный сбор — это тоже достаточно интересная тема. «Блокнот-Саратов» обязательно обратит на нее свое и ваше внимание на очередной, скрытый от глаз автомобилистов налог, который платится также из кармана автовладельцев.

Но давайте вернемся к нашей сегодняшней теме — ценам на автомобили. Наш корреспондент, пообщался по этой ситуации со специалистом по подбору автомобилей с пробегом под заказ, Артемом Оксузяном.

— Здравствуйте, Артём. Как вы думаете, что является причиной роста цен на рынке подержанных автомобилей в 2021 году? Почему так происходит? И главное — что теперь делать людям, желающим купить или продать автомобиль?

— Первой причиной подорожания я считаю простой автозаводов в период пандемии. По крайней мере, популярных марок, таких как Hyundai, например. Этот простой дал возможность дилерам резко взвинтить цены. Например, на Солярис дилеры прибавляли по 200.000 рублей к рекомендованной цене завода. Мотивировали они это допами и тем, что машин нет в наличии. Хотя на официальном сайте производителя такой же Солярис можно было купить онлайн на 200 тысяч дешевле. Сейчас тоже есть онлайн продажа у Hyundai. Но об этом узнало очень много людей, желающих купить новое авто и теперь выловить онлайн стало куда сложнее. Hyundai — это первый производитель в РФ, кто сделал онлайн продажи со своего сайта.

— Получается, что цену на авто с пробегом потянули производители и дилеры?

— Конечно. На вторичке продавец Соляриса тебя спросит, а ты знаешь сколько он новый в салоне стоит?

— А курс доллара не стал причиной подорожания именно подержанных тачек? Инфляция не в счёт?

— Обязательно. Но курс доллара — это настолько базовое явление и девальвация, что это уже естественно

— Ладно. Вопрос другого характера. Насколько процентов подорожали автомобили за последние пять лет?

— Опять же. Сильно подорожали и заметно, в первую очередь, ликвидные автомобили. Востребованные. Некоторые неликвиды вторички сохранили цену, например ситроен с4

Или шевроле кобальт. Их целый ряд.

— То есть подорожали лишь отдельные категории машин?

— Нет, заметнее и сильнее всего подорожали востребованные у покупателей автомобили.

— По вашему мнению, насколько подорожали и как быстро произошел рост цен?

— Это связано как с девальвацией так и с обычным фактором на рынке. Это дефицит. В прошлом году в это время мой коллега продавал Солярис 1.6МТ за 600 тысяч. Сейчас за них просят примерно по 750 тысяч. Это за год! Теперь про дефицит. Например, я подбирал клиенту в начале этого лета автомобиль. Требования были такие: 630 тысяч бюджет, автомат, ну и что-нибудь из ликвидного: Мазда-3, Солярис, Рио. Нужна была машина в подарок для дочки.

Так вот за полтора месяца в ликвидном сегменте так и не удалось найти ни одного автомобиля. Тем более, что машину нужно было найти хотя бы не сильно битую, с объективным средним пробегом и так далее. В итоге мы купили ему менее ликвидную машину: Шевроле Авео, но в нормальном состоянии.

Если вы наймете нормального специалиста по подбору автомобилей, то увидите, что нормальных машин в ликвидном сегменте практически не найти. А это как раз тот дефицит, про который я говорю. Людей с деньгами много, а нормального товара на рынке нет.

— Вернемся к главной теме. На практике получается, что рост цен произошел именно в этом году? Самый заметный.

— Сильный скачок — да. За последний год.

— Как думаете, а люди уже смирились с такими ценами и готовы покупать авто? Или поставили на паузу? Владельцы автомобилей, продавцы, что говорят, когда ты им указываешь на высокую цену?

— Люди покупают то, что есть. Продажи в очень большой степени держатся на простофилях. Это практически до 90% продаж. Люди покупают и даже часто не открывают отчет Автотеки (Сервис, помогающий получить отчет по автомобилю перед покупкой. Редакция). Многие просто устают от длительных поисков. Некоторые разочаровываются и покупают лучшее из того что есть. Но, повторюсь, если вы наймете нормального автоподборщика, то сами убедитесь, что в ликвидном сегменте почти нет нормальных машин в достойном состоянии. Рынок подержанных автомобилей — это, наверное, одно из немногих мест, где почти все врут. Это очень сильно бесит людей.

Вы представьте, в жару проехать на край города, чтобы столкнуться с откровенным и неприкрытым обманом. Это очень сильно выматывает и деморализует людей. Причём если перекупщики стараются выбирать машины, чтобы потом минимально врать или вообще не врать, то простые владельцы, не разбираясь в предмете, врут очень наивно.

— То есть все обманывают друг друга? Как в той самой фразе о существовании двух дураков в сделке, один покупает, а другой продает...

— Машины и вправду сильно подорожали и продолжают дорожать далее. Народ беднеет. А цены, просто смешно, продолжают расти.

Например. В 2014 году можно было купить новый Солярис в неплохой комплектации за 500-550 тысяч рублей. Топовая комплектация стоила 600 тысяч. Сейчас столько стоит самая бюджетная Лада Гранта, которая стоит в нормальной комплектации сейчас 650-750 тысяч рублей. Лада Веста —1 млн. Примерно.

Самый бюджетный внедорожник кроссовер Рено Дастер теперь стоит 1,4 или 1,6 миллиона рублей. Это 2 литра и полный привод — самый ликвидный. Если взять кроссоверы, как народ раньше покупал средненькие: Спортейдж, Аутлэндер, Рав-4, то все эти машинки теперь стоят от 2 миллион рублей.

Конечно, настолько сильное подорожание не может не потянуть за собой вторичку. Кстати говоря, такое явление, как сейчас, не было никогда за последние 20 лет. Девальвация выражалась всегда в том, что иномарки не подешевели.

Вот например, купили вы Дастер за 650 тысяч, в 2014 году, ездите на нем 4 или 5 лет а потом продаете за те же 650 тысяч. Так было на протяжении 20 лет. Сейчас же вторичка просто сошла с ума. Вот есть у вас Рено Дастер — народный кроссовер. Вы приехали на рынок и видите, что дряхленькие, ржавенькие Дастеры стоят и продаются по 700 тысяч с вашими параметрами. А у вас хороший Дастер. Конечно, вы сочтете, что по такой цене отдавать свой — не правильно, ведь он у вас не битый не крашеный ухоженный и вообще бодрячком. И вы поставите, скажем, цену на свой в 850 тысяч. А остальные владельцы посмотрят на вас и тоже подтянут свои цены. Вот есть еще такой фактор роста цен — человеческий.

Но, в основном, все же это цены на новые автомобили и дефицит нормальных машин на вторичке. Как я и говорил в начале: людей с деньгами много на вторичке, а нормальных машин единицы. Дефицит.

Кстати, тот факт, что людей на вторичку высыпало много, в связи с сильным удорожанием новых авто, привело к тому, что получился очень сильный перекос спроса и предложения. Людей таких стало много, а рынок им предложить нормального ничего не может.

— А машины сейчас продаются быстро или долго?

— Это очень многофакторный вопрос. Но, как правило, если вы нормальную машину продаете по нормальной цене, то да — продадите быстро, как правило. Понятно, что факторов, влияющих на продажу, очень и очень много.

— Нет ли здесь противоречий? Вы говорите, что предложений полно, но при этом говорите про дефицит тех самых предложений?

— Предложений на вторичке очень много, но живых и хороших предложений в ликвидном сегменте практически не существует. Ведь люди почему на вторичку идут? Новые и дорогие — это всё понятно. Но основной их мотив — не потерять денег. Купил за 700 тысяч рублей, поездил и продал за те же 700. На вторичке так нужно купить машину, чтобы потом не потерять при продаже. Вот так правильно.

— Может быть такое, что у этих людей завышенные требования и ожидания, как при продаже и покупке?

— Да, как правило поначалу у новичков, кто вышел на вторичку, завышенные требования. Тоже явление многофакторное и неадекватное.

Вы должны понимать, что машины с пробегом много лет эксплуатировались различными хозяевами. К ним было различное отношение. И на вторичке самое главное — это кузов автомобиля. Если кузов в нормальном состоянии, то остальное можно починить или заменить. Кузов это частая причина залёта на вторичке. Да и потом, мне кажется, все эти завышенные ожидания со временем разбиваются о действительность. Опять же не стоит забывать о важнейшем факторе, на котором базируется вторичка. Этот фактор даже не основной, а… как бы это сказать… ну, вот возьмём значимость фундамента для жилого дома. Вот у жилого дома есть фундамент. А на вторичке роль фундамента — это не разбирающиеся в автомобилях люди. Если мы вырвем фундамент из-под дома, что произойдёт?

— А вам не кажется, что это менталитет российский, основанный на панике людей, когда они видят неустойчивое положение экономики, и поэтому готовых скупать всё, что есть на прилавках, тем самым подогревая рынок и разгоняя дефицит?

— Рынок это очень-очень многофакторное явление. Тут любая причина может сыграть на панику. Грядущая девальвация после выборов. Рост пропана на 35%. Это ли не показатель что будет с ценами на бензин после выборов?

— Есть мнение, что дилеры со своими скидками на новые автомобили разогрели рынок подержанных автомобилей. При этом у самих машины продаются по бешеным ценам месяцами.

Я поясню. Такое мнение складывается, что они стремясь продать новый автомобиль, зачастую набирают себе в актив большое количество автомобилей у частных лиц, поднимая тем самым рынок подержанных авто. У них, в отличии от перекупов и площадок, при выкупе автомобиля существует возможность придержать автомобили на более долгий срок. Им же совсем не выгодно, чтобы цены на подержанные автомобили падали, так как выкупали авто порой по завышенным ценам от рынка, зарабатывая, как Вы сказали на допах и своей марже с продажи. А принятый автомобиль по высокой цене они продавать дешево не будут — не в их интересах. Как думаете, а насколько все же дилеры разогрели цены?

— Конечно.

— Можете дать какой-то совет людям, желающим купить или продать автомобиль?

— На вторичке и сейчас можно выгодно купить машину. Это людей и влечёт. Но необходимо быть внимательным при покупке. Ситуацию на рынке я вам обрисовал. Главное — обращайтесь к профессионалам при подборе машины, и тогда вы сможете купить хороший автомобиль и сэкономить, чтобы потом без проблем продать и ничего при этом не потерять.

Лучшего времени — его не будет в ближайшее время. А как итог можно предположить, что многие склоняются, что дальнейшего взрывного роста на подержанные автомобили ждать не следует, но и снижения цен также не ждите. Рынком управляют дилеры.

Денис Ванеев


Новости на Блoкнoт-Саратов

Автомир Саратова

авторынокавтомобилицены на авто
4
0
s9