Саратов Пятница, 22 ноября
Экономика, 24.10.2021 11:00

Александр Бузгалин: «Современный капитализм – это разрыв между бедными и богатыми в 10-15 раз»

Существующая модель капитализма в подавляющем большинстве стран себя исчерпала, заявил президент России Владимир Путин, выступая в четверг на заседании международного клуба «Валдай». «Повсеместно, даже в самых богатых странах и регионах, неравномерное распределение материальных благ ведет к усугубляющему неравенству», - цитирует ТАСС главу государства.

«Блокнот Саратов» пообщался на данную тему с доктором экономических наук, профессором, директором института Социоэкономики московского финансово-юридического университета Александром Бузгалиным:

- Мысль о том, что рыночная капиталистическая система обладает глубокими системными противоречиями и исчерпала себя, периодически озвучивается последние несколько десятилетий, в том числе высшими представителями политических элит – руководителями государств и правительств. Как правило, все эти высказывания носят общий характер и редко превращаются в программные заявления, которые предлагали бы конкретные варианты решения таких проблем, как наемный труд, социальное неравенство, концентрация богатств в руках небольшого количества собственников капитала и так далее.

Капиталистическая система предполагает несколько фундаментальных принципов. Один из них – рыночная система координации, то есть взаимодействие производителей и потребителей - является необходимым, но недостаточным. Рыночная экономика превращается в капиталистическую тогда, когда происходит продажа труда, то есть рабочей силы, собственнику капитала, в руках которого находятся те или иные средства производства. Это могут быть информационные системы, предприятия, супермаркеты – в данном случае это не имеет значения.

Наемные работники не имеют права на прибыль или на управление этими средствами производства – они имеют лишь право торговаться за оплату своего труда, и хорошо еще, если у них есть для этого инструменты, например, возможность вступить в профсоюз, организовать забастовку и прочее. Но в ряде случаев в защиту интересов капитала прямо или косвенно выступает государство, запрещая те или иные способы ограничения интересов капитала.

Сегодняшний же капитализм – это господство прежде всего финансового капитала, когда посреднические сделки на рынке ценных бумаг, валюты многократно превышают объемы реальных транзакций в общественном производстве. К примеру, мировой объем деривативов – полуфиктивных и даже просто фиктивных денежных агрегатов – примерно вдесятеро превышает объем мирового валового продукта. Цифра эта колеблется – накануне кризиса 2008 года это было в 12 раз, после она несколько снизилась, после пандемии опять возросла. В любом случае тренд, когда деньги из реального сектора уходят в финансовый в большем масштабе, чем из финансового в реальный, остается очень мощным. Нормальным же механизмом рыночной экономики является инвестирование, кредитование финансовым сектором реальной экономики. Сейчас же спекуляциями на финансовом рынке занимаются почти все – промышленные предприятия, университеты, частные клиники и даже отдельные ученые, студенты или домохозяйки.

Вот это все и составляет современный капитализм. Власть крупных корпораций, разрыв между бедными и богатыми в 10-15 раз – это тоже современный капитализм. И чтобы он в самом деле исчерпал себя, необходимо перевести если не в государственную, то в общественную собственность крупные предприятия в ключевых отраслях, а также такие сферы, как образование, здравоохранение.
Необходимо дать наемному работнику право на участие в управлении предприятием, право на контроль за действиями собственника, необходимо снижать социальное неравенство, вводить более высокий, прогрессивный налог на доходы и наследство. Это все равно будет капитализм, но только с социальными ограничениями.

Полностью отказ от капитализма – это переход к новой общественной системе, где не будет частной собственности не только на средства производства, но и на информацию, где будут другие принципы мотивации и так далее. Это, само собой, будет долгий и сложный процесс. Капитализм просто так не уйдет в прошлое, точно так же, как долго не сдавали и не сдают до сих пор своих позиций, к примеру, натуральное хозяйство и феодализм.

В Европе натуральное хозяйство прожило до середины 19 века, в Восточной Европе – до середины 20-го. Латифундии крупных землевладельцев до сих пор сохраняются во многих странах мира, а в странах Азии они вообще возрождаются в наши дни. Так и при переходе от капитализма к новой формации – не побоюсь назвать ее социалистической – долгое время будут сохраняться и рынок, и собственность, и наемный труд. Как скоро, с какими социальными потерями и последствиями они исчезнут – это уже вопрос политической власти.

Юрий Дежнев Новости на Блoкнoт-Саратов
СаратовБузгалинкапитализминтервью
0
0