Краеведческий музей,
28.08.2021 14:14
Тогда и сейчас: как новаторское здание Волжского дома быта архитектора Коваленко превратили в лоскутное одеяло
Здание Волжского дома быта в Саратове
Читайте также:
- «Молодежь продолжит бегство из Саратовской области»: депутат Госдумы – о госдолге региона (28.08.2021 12:02)
- Мэрия Саратова сообщила о создании парковок у нового городского пляжа (28.08.2021 10:05)
- Село под Саратовом живет 9 лет без воды, Володин потребовал от чиновников решить проблему (27.08.2021 15:08)
Одной из примет жизни в СССР были многочисленные дома быта.
Суть идеи их появления состояла в том, чтобы строящие светлое коммунистическое будущее советские люди не отвлекались на решение всяких повседневных проблем. В идеале предполагалось, что многие бытовые хлопоты и часть домашней работы граждане смогут переложить на плечи "специально обученных людей" в специальных же учреждениях. А в то время, которое освободится от "бытовухи", смогут всячески развиваться и эффективно трудиться во имя всеобщего блага.
Дома быта были частью этого, как сказали бы сегодня, "мега-проекта" и действительно позволяли решать многие бытовые вопросы с поправкой на особенности советской действительности.
В СССР самым активным образом применялось строительство типовых зданий. Дома быта в этом смысле не были исключением.
Причина такой приверженности понятна - когда нужно возвести в сжатые сроки на огромной территории Союза множество зданий одного профиля, намного проще выбрать один хороший проект и "шлёпать" здания по нему. А не тратить время и силы на конкурсы для каждого нового сооружения.
В этом подходе, конечно, были свои плюсы. Однако при взгляде на советское наследие в Саратове заметно, что львиную долю его составляют типовые постройки – школ, детсадов, конторских зданий, спорткомплексов, дворцов культуры и зданий иного назначения. Их абсолютные копии разбросаны в гигантском количестве по территории всего бывшего СССР.
На улице Чернышевского в Саратове в квартале между улицей Григорьева и Обуховским переулком тоже планировалось возвести типовую коробку дома быта.
Однако улице и городу в целом повезло: вместо шаблонного проекта было принято решение соорудить здание дома быта по оригинальному проекту саратовского архитектора Геннадия Коваленко.
По словам тех, кто его знал, Коваленко был самобытным художником и чрезвычайно талантливым зодчим, имевшим собственный взгляд на архитектуру. Он закончил Московский архитектурный институт, где увлекся творчеством знаменитых архитекторов Оскара Нимейера (Бразилия) и Ээро Сааринена (Финляндия). И не просто увлекся, но и смог реализовать это в своих саратовских проектах.
Здание Волжского дома быта в его изначальном облике - как раз пример такой удачной реализации.
Здание по проекту архитектора Коваленко
Основа сооружения - стеклянный параллелепипед. Из его плоскости первоначально выступала двухэтажная часть, которая своей аркадой поддерживала традиционную для Саратова малоэтажную застройку, окружавшую здание на то время.
Кроме того, в проекте мы видим галереи и криволинейный выступ, за которым находится демонстрационный зал.
Самый заметный (и до сих пор) элемент фасада - это гигантская арка. По проекту предполагалось облицевать ее известняком, однако строители бросили эту затею. В итоге арка была сделана из арматуры, что удивительным образом вписывало ее в самые модные европейские тенденции того времени. Открытая лестница вела из галереи первого этажа в кафе на втором этаже, где в интерьерах была сделана круглая стенка с мозаикой.
Стеклянный параллелепипед
Гигантская арка
Здание построили в 1977-1979 годах. Сооружение в его первоначальном облике, по словам специалистов, особенно производит впечатление с учетом того, что Геннадий Коваленко придумал его задолго до тех времён, когда в Союз начала просачиваться информация про зарубежный хай-тек в архитектуре. И оно выглядит тем более интересно, если иметь в виду, что вообще строили в ту пору в СССР, особенно в провинции.
Сегодня в реальности и по фотографиям хорошо заметно, что за 30 лет нового русского капитализма главный фасад претерпел серьезные изменения.
Сегодня здание выглядит иначе
После 30 лет русского капитализма
Многие решения изначального проекта здания были принесены в жертву утилитарности и доходов. На фасаде появились всевозможные новые отдельные входы и лестницы.
Утилитарность и доходы
Другой вид
Как и в случае со зданием Детского мира на проспекте Кирова в Саратове все площади, которые можно было превратить из открытых в закрытые, были старательно "присоединены" к основному объему.
Осталось только вспоминать
Налепленные вывески и кондиционеры
Из-за всех перестроек, а также бессистемно налепленных на фасад всевозможных вывесок и наружных блоков кондиционеров здание совсем потеряло свою строгую впечатляющую геометрию и утратило своеобразие.
Как мы уже писали ранее, принято решение, что здание "Детского мира" на проспекте Кирова новый владелец намерен вернуть к первоначальному облику. Кто знает, может быть когда-нибудь так же повезет и Волжскому дому быта?
Андрей Перцев
Фото автора и Oldsaratov.ru Новости на Блoкнoт-Саратов
Суть идеи их появления состояла в том, чтобы строящие светлое коммунистическое будущее советские люди не отвлекались на решение всяких повседневных проблем. В идеале предполагалось, что многие бытовые хлопоты и часть домашней работы граждане смогут переложить на плечи "специально обученных людей" в специальных же учреждениях. А в то время, которое освободится от "бытовухи", смогут всячески развиваться и эффективно трудиться во имя всеобщего блага.
Дома быта были частью этого, как сказали бы сегодня, "мега-проекта" и действительно позволяли решать многие бытовые вопросы с поправкой на особенности советской действительности.
В СССР самым активным образом применялось строительство типовых зданий. Дома быта в этом смысле не были исключением.
Причина такой приверженности понятна - когда нужно возвести в сжатые сроки на огромной территории Союза множество зданий одного профиля, намного проще выбрать один хороший проект и "шлёпать" здания по нему. А не тратить время и силы на конкурсы для каждого нового сооружения.
В этом подходе, конечно, были свои плюсы. Однако при взгляде на советское наследие в Саратове заметно, что львиную долю его составляют типовые постройки – школ, детсадов, конторских зданий, спорткомплексов, дворцов культуры и зданий иного назначения. Их абсолютные копии разбросаны в гигантском количестве по территории всего бывшего СССР.
На улице Чернышевского в Саратове в квартале между улицей Григорьева и Обуховским переулком тоже планировалось возвести типовую коробку дома быта.
Однако улице и городу в целом повезло: вместо шаблонного проекта было принято решение соорудить здание дома быта по оригинальному проекту саратовского архитектора Геннадия Коваленко.
По словам тех, кто его знал, Коваленко был самобытным художником и чрезвычайно талантливым зодчим, имевшим собственный взгляд на архитектуру. Он закончил Московский архитектурный институт, где увлекся творчеством знаменитых архитекторов Оскара Нимейера (Бразилия) и Ээро Сааринена (Финляндия). И не просто увлекся, но и смог реализовать это в своих саратовских проектах.
Здание Волжского дома быта в его изначальном облике - как раз пример такой удачной реализации.
Здание по проекту архитектора Коваленко
Основа сооружения - стеклянный параллелепипед. Из его плоскости первоначально выступала двухэтажная часть, которая своей аркадой поддерживала традиционную для Саратова малоэтажную застройку, окружавшую здание на то время.
Кроме того, в проекте мы видим галереи и криволинейный выступ, за которым находится демонстрационный зал.
Самый заметный (и до сих пор) элемент фасада - это гигантская арка. По проекту предполагалось облицевать ее известняком, однако строители бросили эту затею. В итоге арка была сделана из арматуры, что удивительным образом вписывало ее в самые модные европейские тенденции того времени. Открытая лестница вела из галереи первого этажа в кафе на втором этаже, где в интерьерах была сделана круглая стенка с мозаикой.
Стеклянный параллелепипед
Гигантская арка
Здание построили в 1977-1979 годах. Сооружение в его первоначальном облике, по словам специалистов, особенно производит впечатление с учетом того, что Геннадий Коваленко придумал его задолго до тех времён, когда в Союз начала просачиваться информация про зарубежный хай-тек в архитектуре. И оно выглядит тем более интересно, если иметь в виду, что вообще строили в ту пору в СССР, особенно в провинции.
Сегодня в реальности и по фотографиям хорошо заметно, что за 30 лет нового русского капитализма главный фасад претерпел серьезные изменения.
Сегодня здание выглядит иначе
После 30 лет русского капитализма
Многие решения изначального проекта здания были принесены в жертву утилитарности и доходов. На фасаде появились всевозможные новые отдельные входы и лестницы.
Утилитарность и доходы
Другой вид
Как и в случае со зданием Детского мира на проспекте Кирова в Саратове все площади, которые можно было превратить из открытых в закрытые, были старательно "присоединены" к основному объему.
Осталось только вспоминать
Налепленные вывески и кондиционеры
Из-за всех перестроек, а также бессистемно налепленных на фасад всевозможных вывесок и наружных блоков кондиционеров здание совсем потеряло свою строгую впечатляющую геометрию и утратило своеобразие.
Как мы уже писали ранее, принято решение, что здание "Детского мира" на проспекте Кирова новый владелец намерен вернуть к первоначальному облику. Кто знает, может быть когда-нибудь так же повезет и Волжскому дому быта?
Андрей Перцев
Фото автора и Oldsaratov.ru Новости на Блoкнoт-Саратов