Саратов Пятница, 26 апреля

Тогда и сейчас: как новаторское здание Волжского дома быта архитектора Коваленко превратили в лоскутное одеяло

Одной из примет жизни в СССР были многочисленные дома быта.

Суть идеи их появления состояла в том, чтобы строящие светлое коммунистическое будущее советские люди не отвлекались на решение всяких повседневных проблем. В идеале предполагалось, что многие бытовые хлопоты и часть домашней работы граждане смогут переложить на плечи "специально обученных людей" в специальных же учреждениях. А в то время, которое освободится от "бытовухи", смогут всячески развиваться и эффективно трудиться во имя всеобщего блага.

Дома быта были частью этого, как сказали бы сегодня, "мега-проекта" и действительно позволяли решать многие бытовые вопросы с поправкой на особенности советской действительности.

В СССР самым активным образом применялось строительство типовых зданий. Дома быта в этом смысле не были исключением.

Причина такой приверженности понятна - когда нужно возвести в сжатые сроки на огромной территории Союза множество зданий одного профиля, намного проще выбрать один хороший проект и "шлёпать" здания по нему. А не тратить время и силы на конкурсы для каждого нового сооружения.

В этом подходе, конечно, были свои плюсы. Однако при взгляде на советское наследие в Саратове заметно, что львиную долю его составляют типовые постройки – школ, детсадов, конторских зданий, спорткомплексов, дворцов культуры и зданий иного назначения. Их абсолютные копии разбросаны в гигантском количестве по территории всего бывшего СССР.

На улице Чернышевского в Саратове в квартале между улицей Григорьева и Обуховским переулком тоже планировалось возвести типовую коробку дома быта.

Однако улице и городу в целом повезло: вместо шаблонного проекта было принято решение соорудить здание дома быта по оригинальному проекту саратовского архитектора Геннадия Коваленко.

По словам тех, кто его знал, Коваленко был самобытным художником и чрезвычайно талантливым зодчим, имевшим собственный взгляд на архитектуру. Он закончил Московский архитектурный институт, где увлекся творчеством знаменитых архитекторов Оскара Нимейера (Бразилия) и Ээро Сааринена (Финляндия). И не просто увлекся, но и смог реализовать это в своих саратовских проектах.

Здание Волжского дома быта в его изначальном облике - как раз пример такой удачной реализации.

1.jpeg
Здание по проекту архитектора Коваленко

Основа сооружения - стеклянный параллелепипед. Из его плоскости первоначально выступала двухэтажная часть, которая своей аркадой поддерживала традиционную для Саратова малоэтажную застройку, окружавшую здание на то время.

Кроме того, в проекте мы видим галереи и криволинейный выступ, за которым находится демонстрационный зал.

Самый заметный (и до сих пор) элемент фасада - это гигантская арка. По проекту предполагалось облицевать ее известняком, однако строители бросили эту затею. В итоге арка была сделана из арматуры, что удивительным образом вписывало ее в самые модные европейские тенденции того времени. Открытая лестница вела из галереи первого этажа в кафе на втором этаже, где в интерьерах была сделана круглая стенка с мозаикой.

2.jpg
Стеклянный параллелепипед

3.jpg
Гигантская арка

Здание построили в 1977-1979 годах. Сооружение в его первоначальном облике, по словам специалистов, особенно производит впечатление с учетом того, что Геннадий Коваленко придумал его задолго до тех времён, когда в Союз начала просачиваться информация про зарубежный хай-тек в архитектуре. И оно выглядит тем более интересно, если иметь в виду, что вообще строили в ту пору в СССР, особенно в провинции.

Сегодня в реальности и по фотографиям хорошо заметно, что за 30 лет нового русского капитализма главный фасад претерпел серьезные изменения.

4.jpg
Сегодня здание выглядит иначе

5.JPG
После 30 лет русского капитализма

Многие решения изначального проекта здания были принесены в жертву утилитарности и доходов. На фасаде появились всевозможные новые отдельные входы и лестницы.

6.jpg
Утилитарность и доходы

7.JPG
Другой вид

Как и в случае со зданием Детского мира на проспекте Кирова в Саратове все площади, которые можно было превратить из открытых в закрытые, были старательно "присоединены" к основному объему.

8.jpg
Осталось только вспоминать

9.JPG
Налепленные вывески и кондиционеры

Из-за всех перестроек, а также бессистемно налепленных на фасад всевозможных вывесок и наружных блоков кондиционеров здание совсем потеряло свою строгую впечатляющую геометрию и утратило своеобразие.

Как мы уже писали ранее, принято решение, что здание "Детского мира" на проспекте Кирова новый владелец намерен вернуть к первоначальному облику. Кто знает, может быть когда-нибудь так же повезет и Волжскому дому быта?

Андрей Перцев

Фото автора и Oldsaratov.ru Новости на Блoкнoт-Саратов
Саратовдом бытаВолжский район
0
0