Саратов Воскресенье, 24 ноября
Экономика, 25.08.2021 12:15

Строительство «Меридиана» отложено до 2030 года

Мечта о дороге международного уровня через территорию Саратовской области накрылась медным тазом. Начало её строительства отложили до 2030 года.

В январе нынешнего года председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что российский участок долгожданной дороги «Меридиан» начнут строить со дня на день. Все заинтересованные лица в Саратовской области выдохнули с облегчением.

Эмоции были понятны. Впервые о трассе «Меридиан» (она тогда называлась «Гамбург-Шанхай») публично заговорили в 2015 году. Тогда же была поставлена задача – добиться, чтобы она прошла через Саратовскую область, а не через Ульяновскую. И мост через Волгу для этой дороги тоже требовалось перетащить в Марксовский и Воскресенский районы. В первоначальном плане он значился в Самарской области.

Всё у чиновников, с помощью Вячеслава Володина, получилось. Удалось даже уговорить Александра Рязанова, который придумал эту частную дорогу, сделать крюк в район Петровска, чтобы обойти секретный посёлок Татищево.

Рязанов не лыком шит. За плечами у него опыт госдепа, зампреда правления Газпрома, председателя Сибнефти, членства в правлении РЖД. Собственный бизнес тоже складывался, начиная с Русской холдинговой компании. Всё это позволило ему занести идею дороги, построенной на частные деньги, к вице-премьеру Игорю Шувалову и министру финансов Алексею Кудрину. Они одобрили. Обещали посодействовать в принятии необходимых законов, гарантирующих защищённость бизнес-вложений в российские инвестиционные проекты. Позже к числу симпатизантов смелым замыслам присоединился и тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев.

Своей позицией он обидел государственную компанию Автодор. Она тоже хотела бы построить российскую часть дороги из Китая в Европу. Даже название ей придумала «Шёлковый путь». Автодорщики, правда, точно не знали, как эта дорога пойдёт по российской территории. Но склонялись к тому, чтобы главной частью станет отрезок между Москвой и Казанью, то есть мимо Саратовской области.

Приблизительные затраты бюджета на строительство «Шёлкового пути» обозначили примерно в те же деньги, что и строительство трассы «Гамбург-Шанхай» – 500-600 млрд рублей.

Не дожидаясь, когда именно его дорогу внесут в план инфраструктурных проектов российского правительства, Александр Рязанов начал тратить деньги. Только проект обошёлся ему, по некоторым данным, в 1,5 млрд рублей. Сотни миллионов ушли на выкуп земельных участков. Ещё были траты на геологические исследования и инженерные изыскания, покупку лицензий на разработку карьеров с песком и гравием. Затраченные суммы стремились к 10 млрд рублей.

Рязанов ставил на то, что в майских указах президента прописывалась международная дорога с окончанием строительства в 2024 году. Для этого приступить к строительству нужно было в 2020-м.

Но в августе 2018 года российский минтранс обострил игру, категорически отказываясь вносить частную трассу в схему магистральной инфраструктуры страны. Минтранс хотел осваивать бюджетные деньги и отстаивал интересы подконтрольного ему Автодора.

Две международные дороги смущали инвесторов, всерьёз рассматривающих финансирование строительства частной. Среди них были ВЭБ.РФ, куда ушел с вице-премьерского поста Игорь Шувалов, и компания Лидер, управляющая дешёвыми деньгами негосударственного пенсионного фонда. Инвесторы хотели гарантий включения в планы правительства только одной трассы. Чтобы другая не крала трафик.

Определённости ждали и партнёры в Казахстане и Китае. По косвенным признакам можно было судить, что китайское правительство предпочитало частную дорогу. Зная, что она пройдёт неподалёку от Горного, они заинтересовались законсервированным там заводом по уничтожению химоружия. Поговаривали и о других возможных китайских производствах по ходу трассы Рязанова. Казахстанские чиновники уже в 2021 году в кулуарных беседах говорили, что частная трасса «Меридиан» для них интереснее, чем проект государственного Автодора.

Но нынешним летом в битве за трассу начал побеждать Автодор. Именно его дорогу минтранс внёс в инфраструктурную российскую стратегию. Вернее, не всю, а только часть под названием М-12 между Москвой и Казанью. Дальше автодоровцы будут смотреть, куда её вести, а в минтрансе ещё «порешают», нужен ли России международный транзит.

Александр Рязанов считает, что его дорога, пересекающая Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Липецкую, Орловскую, Брянскую, Смоленскую области, могла бы дать больший социально-экономический эффект.

Есть основания полагать, что в российском минфине решением минтранса тоже недовольны. Рязанов к настоящему времени удешевил свой проект на 120 млрд рублей. А стоимость автодоровской дороги, соединяющей Европу и Китай, стремится уже к триллиону.

Может в этом триллионе из российского бюджета и кроется разгадка убийства частной инициативы по строительству бетонной четырехполоски Рязанова? Это, конечно, моё сугубо личное мнение.

Ольга Копшева

Новости на Блoкнoт-Саратов
Саратовская областьтрасса МеридианРязановминтрансАвтодорШанхайГамбургКитайВолодин
0
0