Саратов Среда, 01 мая
Общество, 29.11.2021 14:00

Мы из Саратова: звукорежиссер Александр Перфильев

«Блокнот Саратов» продолжает рассказ о саратовцах, сменивших место жительства и реализовавших свой талант в других городах.

Вообще-то в детстве Саша хотел быть художником. Но в Запорожье, где тогда жила его семья, не было художественной школы. Была только школа искусств, где можно было заниматься либо музыкой, либо изобразительным искусством. Поначалу он выбрал второе, но в один прекрасный момент все преподаватели-художники один за другим оттуда уволились. Ничего не оставалось делать, кроме как перейти в «музыкалку». В класс баяна.

«Когда мне родители время от времени говорили: «Может, ты в музыкальное училище поступать будешь?», я смеялся и думал - какое музыкальное училище? Нужно идти на востребованную специальность, например, на иностранный язык», - вспоминает сегодня Александр. - А в итоге сам поступил в Саратовское областное училище искусств, на эстрадно-джазовое отделение по классу гитары. Почему именно гитара? Наверное, это влияние той музыки, которую я тогда слушал - рок-группы, которые тогда гремели плюс классика рока - Led Zeppelin, Pink Floyd и так далее. Тогда у меня были амбиции стать выдающимся гитаристом, сочиняющим свою музыку».

Уже на втором курсе Александр всерьез увлекся звукорежиссурой. У него появилась своя простенькая аппаратура и знакомые стали время от времени обращаться к нему за помощью в записи. Так он понял, что этим можно зарабатывать, и звук начал становиться профессией.

Но и гитара еще не отпускала.

«У нас был коллектив, который, насколько я помню, назывался Artland. Мы занимались разной музыкой, но сначала начали играть такую околоэтнику - гитара, баян, потом добавились клавиши, ударные и иногда присоединялся басист. Потом мы трансформировались в рок-коллектив. Но горжусь я на самом деле тем, что мы играли с баяном - этот коллектив мне очень нравился, мы его даже пытались восстановить в какой-то момент. Просуществовал он где-то два-три года, пока мы учились, даже худо-бедно повыступали».

Но совсем скоро пришла пора переезда в Москву и продолжения учебы в столице.

«На самом деле сейчас я понимаю, что нужно было оставаться еще на год - я поступал в Гнесинку, не окончив училище - но тогда казалось, что это единственно правильный вариант. Все вокруг уезжают - что я, один останусь, что ли? И я поступил в академию Гнесиных - на эстрадно-джазовое отделение, гитаристом. Более того, потом я еще три-четыре года зарабатывал в основном, работая сессионным гитаристом. Работал в том числе и в «больших» коллективах - например, с экс-вокалистом группы «Аракс» Анатолием Алешиным, который тогда вернулся из Америки, с Линдой».

Параллельно занятиям гитарой Перфильев окончил курсы звукорежиссуры при ГИТИСе и начал потихоньку принимать заказы. Правда, и тогда он еще рассматривал это не как основную работу, а скорее как хобби.

«Потом у меня родилась дочь, и я подумал, что надо проводить больше времени с ребенком, а гастрольная жизнь не давала такой возможности. Я оставил концертную деятельность, и буквально в это же время мне стали поступать значимые «звуковые» заказы, и некоторые из них заметно продвинули карьеру вперед. И вот с 2006 года студийная и концертная звукорежиссура - мой основной вид деятельности».

Как-то еще один саратовец - джазовый пианист Лев Трофимов, в ту пору уже работавший в коллективе певицы Ёлки, предложил Перфильеву поработать с ними на записях.

«А потом они вернулись с гастролей по Дальнему Востоку, и сказали, что у них больше нет концертного звукорежиссера: «Давай ты будешь с нами работать на концертах». На что я ответил: «Вы что, с ума сошли? Я, конечно, работал на концертах, но большой практики с такими артистами у меня не было». Те сказали: «Неважно, сейчас мы тебе репетицию устроим». И вот они устроили мне две репетиции, а потом просто поставили перед фактом, что у меня сначала работа в маленьком клубе, а потом сразу большой сольник. Это было лихо!» - смеется Александр. Однако смех смехом, а экзамен он выдержал успешно, и с тех пор он постоянный звукорежиссер Ёлки - как на сцене, так и в студии. Что касается записи, то он не отказывается и от сотрудничества с другими артистами. А недавно в его жизни появилась еще одна творческая дорога.

«Несколько лет назад мы вместе с женой решили окунуться в киноиндустрию - я в качестве режиссера, жена в качестве сценариста, хотя в качестве хобби эта форма деятельности появилась в нашей жизни несколько ранее. Пока это малая форма - клипы преимущественно. Надеемся, что это выльется во что-то большее, но пока об этом рано, нужно много работать».

Мыслей вернуться в Саратов насовсем у Перфильева не возникало. Хотя, когда он совсем уж устает от столичных пробок и расстояний, то приезжает в Саратов вместе с семьей в отпуск. А вот на вопрос, как поступить студенту, который хотел бы, как и он, освоить творческую профессию - уезжать или оставаться - у Александра четкого ответа нет.

«Сейчас ситуация в принципе меняется - не только в Саратове, но и в России, да и в мире вообще, и с творческими профессиями все стало достаточно неоднозначно, особенно касаемо музыки. Сейчас технические профессии, вроде звукорежиссера, далеко не всегда вообще оказываются нужны, потому что многие специальности совмещает один человек - продюсер, он же аранжировщик, звукорежиссер записи и сведения, и далеко не всегда это делают профессионалы. Но до сих пор остается куча востребованных и интересных профессий, особенно это заметно в киноиндустрии - туда не забежишь с улицы, там надо быть профессионалом», - считает он.

«Конечно, благодаря технологиям ты действительно можешь жить, где угодно. Но с другой стороны - именно попасть в индустрию без общения достаточно тяжело. Поэтому на каком-то этапе - во всяком случае, на момент обучения - возможно, имеет смысл переезжать в Москву. И потом, когда тебя уже будут знать, наверное, будет уже неважно, где ты живешь - я знаю, многие возвращаются домой или переезжают в другие города или даже страны и работают себе нормально».

Дмитрий Маркин

Новости на Блoкнoт-Саратов
СаратовМоскваАлександр ПерфильевЁлкаЛев Трофимов
0
0