Саратов Понедельник, 25 ноября
Общество, 18.09.2021 22:30

Долгий путь домой: легко ли русскому получить российское гражданство?

Долгий путь домой: легко ли русскому получить российское гражданство?

Получение российского гражданства для многих этнических русских превратилось в борьбу с бюрократической машиной

С какими трудностями сталкиваются русские репатрианты в Россию? Какие процедуры для получения российского гражданства им приходится преодолевать? Сетевое издание «Блокнот Саратов» постарается ответить на эти вопросы на конкретном примере одного человека, на правах анонимности рассказавшего нам свою историю.

Немного предыстории

Я родился в Казахстане, в те годы, когда он еще назывался КазССР. Город мой, основанный казаками на заре царствования Романовых, находится в часе неспешной езды от границы с Россией и до середины 90-х годов в нем проживало 80 процентов русскоязычных.

После 1991 года, когда Казахстан получил, как сейчас принято говорить, независимость, девятилетний я в одночасье обрел гражданство этой страны просто по факту проживания на ее территории на момент развала СССР.

Первыми эмигрировать начали этнические немцы и евреи. На тот момент в Германии и Израиле уже существовали эффективные программы возвращения соотечественников, поэтому им было проще всего вернуться на историческую родину. В 95-96 годах началась первая волна переселения русских, украинцев и белорусов.

Просто в очередное утро в класс заходил кто-нибудь из одноклассников и говорил, что доучивается с нами последнюю четверть, потому что его семья переезжает в Россию, на Украину или в Белоруссию. После летних каникул обычно недосчитывались человек шесть-семь.

Разумеется, на их места приходили новые одноклассники — этнические казахи-переселенцы из Узбекистана, Таджикистана и других стран. Как раз в эти годы Казахстан принял свою программу возвращения соотечественников.

После школы я поступил в университет в Саратове и, закончив его, по семейным обстоятельствам снова вернулся в Казахстан.

Вторая волна

Если в первую волну в Россию уехали, в основном, предприниматели, сотрудники правоохранительных органов и военные, то вторая волна, начавшаяся приблизительно в 2010 году, — это отъезд учителей, врачей, инженеров. Кто-то из них воспользовался программой переселения, принятой в РФ, кто-то ехал на свой страх и риск, продавая в Казахстане последнее. Со многими из этих людей я потом встречался в коридорах миграционной службы, и они рассказывали примерно одинаковые истории.

В 2013 году уехал из Казахстана и я.

Выбор города для нового места жительства был для меня очевиден — Саратов. Тут я окончил университет, тут уже несколько лет жила моя мама, получившая гражданство еще по упрощенной схеме, тут живут мои однокурсники, которые, как я рассчитывал, смогут помочь мне трудоустроиться.

Намеченные планы начали рушиться уже в первые дни.

Разрешение на временное проживание

Первый документ, кроме миграционной карты, который получает вновь прибывший в Россию иностранец, желающий остаться в ней, — это разрешение на временное проживание. В моем случае, для получения РВП, нужно было доказать, что моя мать — действительно моя мать, поскольку у нас с ней разные фамилии.

Решение этой проблемы затянулось на годы переписки с государственными органами России и Казахстана, запросы в архивы и ожидания ответов из них.

За это время я успел вернуться на год в Казахстан, у меня истекал срок действия паспорта. И переписка началась снова.

Нужно отметить, что при обращении в каждую инстанцию в России необходимо предоставить нотариально заверенный перевод паспорта. Я как-то, ради интереса, консультировался с миграционными юристами в других странах. Такое требование есть только в России. Нигде в мире не требуют перевода иностранного паспорта. Стоит ли говорить, что документ переводится за деньги? Причем после каждого пересечения границы с Казахстаном, а ездить для сбора документов приходилось каждые два-три месяца, перевод требовался новый.

Отдельный пункт разговора — сбор документов для подачи заявления на РВП. Во-первых, самому собрать пакет необходимых бумаг — нереально. Каждый чиновник миграционной службы может, по своему усмотрению, потребовать, например, заверить копию выданного российским вузом диплома или выданного в СССР свидетельства о рождении.

Поэтому документы собираются с помощью ИП, в обилии работающих вокруг каждого миграционного отдела. За деньги, разумеется. Зато и принимаются уже без проблем.

Во-вторых, для получения разрешения на временное проживание необходимо еще пройти медкомиссию — сделать флюорографию, сдать анализы на СПИД, сифилис, проказу и получить заключение психиатра о том, что у тебя нет проблем с головой. Всех врачей можно пройти самостоятельно и недорого, но любой частный медицинский центр предлагает комплексный осмотр — все справки в одном месте. Это экономит время, но и стоит дороже.

При этом на каждом этапе этнический русский сталкивается в миграционной службе с гражданами республик Средней Азии или Закавказья, за которых в режиме конвейера все вопросы решают юристы из их диаспор.

Часто получается так, ты еще только сдаешь на разрешение на проживание собранные с потом документы, а мигрант из Узбекистана, с которым ты три месяца назад стоял в очереди, чтобы узнать перечень необходимых бумаг, уже получает РВП.

После получения разрешения у тебя появляется обязанность каждый год уведомлять миграционную службу о том, что ты никуда не уехал, живешь в России, и, самое главное, у тебя есть на что жить. Переходим ко второй стадии.

Работа

Получение разрешения — это только первый этап. Нужно еще устроиться на работу.

Не секрет, что многие работодатели в России не стремятся брать на работу мигрантов. А те, кто берет, не оформляют их должным образом, опасаясь увеличения налоговых платежей. Приходилось буквально с законами в руках доказывать руководителям организаций, что граждане государств — участников Единого экономического пространства, куда помимо России входит Белоруссия и Казахстан, платят все те же налоги, что и россияне. Единственная обязанность работодателя — предупредить миграционную службу о принятии на работу мигранта.

С учетом того, что во многих организациях не спешат официально оформлять и россиян, проблема усугубляется.

Если официальной работы у тебя нет, то ты должен открыть счет в российском банке не менее чем на 120 тысяч рублей, для того чтобы показать миграционной службе, что у тебя есть на что есть и одеваться.

Граждане государств, у которых в России есть диаспоры, таких проблем лишены. Любой земляк, уже получивший российское гражданство и открывший свое ИП, нарисует им справку 2-НДФЛ на минималку.

Вид на жительство

Это следующий этап. Снова медкомиссия, сбор документов по списку, который может меняться произвольно по желанию чиновника,  переводы, нотариусы, очереди в миграционную службу. Снова деньги. Снова не безвозмездная «помощь» ИП, присосавшихся к миграции. Бюрократия.

Если получение разрешения на временное проживание мне обошлось тысяч в 12 рублей, то тут сумма удваивается.

После того как документы, наконец, сданы, наступают томительные четыре месяца ожидания. Мысли в этот момент идут по одному и тому же кругу — «дадут ли?», «откажут?», «все ли правильно заполнено в заявлении на вид на жительство?», «нет ли ошибок, за которые бумаги могут просто завернуть?».

Граждане государств Средней Азии и Закавказья, думается, таких терзаний лишены. В случае отказа они просто вернутся на родину, где являются представителями титульной нации, язык и традиции которой они знают с рождения, где у них есть родственники и друзья.

К исходу четвертого месяца ты начинаешь ежедневно проверять на сайте МВД, одобрено ли твое заявление. И, каждый раз видя «Сведения отсутствуют», нервничаешь еще сильнее.

Лично у меня, когда во время очередной проверки я увидел, что мое заявление одобрено, наступило полное моральное опустошение. Вроде и радоваться нужно, а эмоций не осталось, выгорели.

Подача документов на гражданство

Этот этап мне еще предстоит. По идее, он должен даться легче. Подать документы можно сразу после получения ВНЖ. Тут уже не будет нужна медкомиссия, мне как выпускнику российского вуза не надо будет сдавать экзамен по русскому языку, истории России и законодательства. Кстати, я немного жалею об этом.

Было бы любопытно, как человек, который говорит и думает на русском с рождения, будет сдавать экзамен на знание родного языка наравне с гражданами Узбекистана или Азербайджана и по разработанным для них нормативам.

Предполагаю только, что подача заявления на гражданство мне обойдется еще дороже.

Алексей Никитин

От редакции

Соотечественники, возвращавшиеся в Россию из бывших республик Советского Союза, не имеют никаких привилегий в получении гражданства своей исторической родины. Для чиновников и законов РФ они ничем не отличаются от других граждан СНГ.

При этом зачастую — это люди с высшим или средним техническим образованием. Они компетентны и готовы работать в России, платить налоги. Им нет нужды культурно интегрироваться в российское общество, они с рождения являются его частью.

Все процедуры, положенные по регламенту миграционной службы, эти люди проходят согласно законодательству и без нарушений, не получая при этом никакой поддержки со стороны государства.

Думается, настало время протянуть им руку помощи.

Новости на Блoкнoт-Саратов
саратовмиграциягражданство рфрусские
0
0